Статьи

13 февраля 2018

Как иностранным перевозчикам совершать рейсы внутри ЕАЭС?!

Вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), среди прочих, принесло иностранным перевозчикам одно существенное нововведение. Иностранные перевозчики получили право осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа между государствами – членами ЕАЭС.

Действовавший ранее Таможенный кодекс Таможенного союза такую возможность не предусматривал. При этом, следует заметить, что ограничение на осуществление таких перевозок лежит не в плоскости законодательства, регулирующего разрешительную систему в сфере международных автомобильных перевозок, а в сфере таможенного права. Именно таможенное законодательство, наделяя находящиеся на территории ЕАЭС иностранные транспортные средства статусом транспортного средства международной перевозки, устанавливает ряд ограничений в их использовании.

Таможенный кодекс ЕАЭС действительно предоставил иностранным перевозчиками право осуществлять рейсы, начинающиеся на территории одного государства-члена ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) и заканчивающиеся на территории другого государства-члена. Но, конечно, без ряда ограничений в данном вопросе не обошлось.

Согласно Таможенного кодекса ЕАЭС такой вид перевозок можно осуществлять в следующих случаях:

1. Такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;

2. Такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.

Рассмотрим каждое из условий более подробно.

Первое условие состоит в наличии международного договора с третьей страной в области автомобильного транспорта.

К сожалению, ТК ЕАЭС не дает ответов на вопрос, о каком договоре идет речь, и какая именно формулировка должна содержаться в таком договоре.

Более того, открытым остается вопрос о том, предполагает ли ТК ЕАЭС заключение новых договоров между странами, либо допускает применение норм из ранее достигнутых межгосударственных договоренностей.

Наиболее близкими по духу к указанному требованию являются межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, которые в настоящее время заключены между многими странами (таблица прилагается).

В указанных соглашениях, как правило, содержится норма, позволяющая перевозчикам договаривающихся стран совершать перевозки с / на территорию третьей страны.

При формальном прочтении, такая норма соответствует приведенным выше требованиям ТК ЕАЭС.

Однако, зная «своеобразный» взгляд таможенных органов стран ЕАЭС на многие вопросы правоприменения, следует быть осторожным, поскольку наказание правил использование транспортных средств международной перевозки на территории ЕАЭС весьма строгое.

Помимо административного штрафа, у нарушившего правила иностранного перевозчика возникает обязанность уплатить ввозные таможенные платежи за транспортное средство.

При указанных обстоятельствах ассоциациям профильным министерствам или ассоциациям перевозчиков заинтересованных стран рекомендуем обратиться в Евразийскую экономическую комиссию (постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ЕАЭС), Федеральную таможенную службу России и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь с уточняющими запросами о возможности применения норм указанных межправительственных соглашений для регулирования обозначенного вопроса.

Второе условие состоит в осуществлении перевозки по разрешению CEMТ.

С пониманием и практической реализацией данного условия сложностей возникает меньше. Однако, иностранным перевозчикам следует помнить, что странами-участниками Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ / CEMT) являются только Армения, Беларусь и Россия.

Соответственно, перевозки начинающиеся и заканчивающиеся в Казахстане и Киргизии по разрешению CEMT не допустимы!

В заключении, важно знать, что предоставленная ТК ЕАЭС возможность осуществления перевозок между странами-членами союза, не освобождает перевозчиков от соблюдения требований разрешительной системы.

По материалам urvest.ru