Новости

16 мая 2017

Водителям сохранили паспортный режим

Запланированный на 1 июля переход на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) в России перенесен на неопределенный срок. К нововведению оказались не готовы дилеры и автопроизводители из государств – членов ЕАЭС. По оценке экспертов, теперь возможность оформить документ появится не раньше, чем через полгода-год. Сами дилеры и автопроизводители отмечают, что с ЭПТС повторяется ситуация с «ЭРА-ГЛОНАСС», когда чиновники попытались запустить в работу не прошедший обкатку документ.

В России официально перенесен срок перехода на электронные ПТС. Переходный период продлили по просьбе дилеров из государств – членов ЕАЭС, поскольку они оказались технически не готовы к переходу с бумажного на цифровой формат. Ранее планировалось, что официальный переход на электронный документ состоится 1 июля, однако в среду, 17 мая, на очередном совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было принято решение о переносе этого срока на более поздний. Эту информацию «Газете.Ru» официально подтвердили в Евразийской экономической комиссии. Сроки продления переходного периода будут определены распоряжением коллегии ЕЭК на ближайшем заседании.

При этом ранее представители автомобильного сектора просили продлить этот срок до ноября-декабря 2017 года и даже до лета 2018-го. Сейчас эксперты считают, что переходный период продлится не менее 6–12 месяцев.

По его завершении в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане и Армении будут обязаны обеспечить выпуск в обращение транспортных средств (шасси транспортных средств) по единым правилам на основании электронных паспортов.

Паспорта транспортных средств на бумажном носителе больше не будут оформляться.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ЕЭК, решение о продлении переходного периода принято с учетом информации государств – членов ЕАЭС о различном уровне готовности к применению электронных паспортов транспортных средств на национальном уровне.

«Наибольшая степень готовности национальной нормативной правовой базы отмечается в России.

Белоруссия готова обеспечить запуск систем электронных паспортов вслед за Россией, другие государства – члены ЕАЭС — в течение более продолжительного периода», — отметили в ЕЭК».

Напомним, что предложение заменить в России обычные бумажные паспорта транспортных средств электронными аналогами поступило от Минпромторга. Ведомство совместно с МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) подготовило проект соответствующего постановления, которое в данный момент проходит процедуру публичного обсуждения. Согласно документу, оформлением новых видов ПТС будут заниматься непосредственно автопроизводители. Таким образом, автомобилю еще до продажи должен будет присваиваться паспорт с уникальным номером. Для регистрации транспортного средства в ГИБДД покупатель должен будет только назвать номер ПТС или идентификационный номер (VIN) и предоставить договор купли-продажи. Кроме того, автомобилисты смогут поменять и ПТС на старые автомобили. Отмечается, что принудительно заставлять менять документ водителей не будут.

Между тем незадолго до введения ЭПТС автомобильные дилеры обратились в Минпромторг с просьбой о продлении переходного периода — об этом корреспонденту «Газеты.Ru» рассказывали члены Российской ассоциации дилеров (РОАД).

Главным аргументом для отсрочки называлось отсутствие ясности в нормативных актах, которыми необходимо руководствоваться при работе в России, что выливалось в вопросы взаимодействия с рядом ведомств, например таможенными органами. Соответствующую проблему подтвердили и сами автопроизводители.

«Переходный период продлили по просьбе дилеров из Белоруссии и Казахстана, поскольку они технически не были готовы к введению электронного ПТС, — сообщил «Газете.Ru» глава РОАД Олег Мосеев. — РОАД направлял письмо в Евразийскую комиссию с просьбой о продлении переходного периода на полгода. Для нас это большой плюс. Несмотря на то что в техническом плане система у нас уже готова, требуется время на то, чтобы отработать алгоритмы взаимодействия между профессиональными участниками рынка».

В свою очередь, член РОАД Андрей Петренко заявил «Газете.Ru», что ЭПТС — «документ полезный» и затягивание процесса негативно отразится на удобстве работы на авторынке.

По его оценке, теперь запуск электронного паспорта для автомобиля может затянуться на полгода-год.

«Чем раньше бы такой инструмент появился на рынке, тем лучше, — сказал Петренко. — И автопроизводителям, и дилерам, и покупателям. ЭПТС входит в состав пакета документов, которые идентифицирует автомобиль. Он бы помог быстро и без проблем оформлять автомобили при покупке на вторичном рынке — ведь благодаря ему можно быстро проверить историю автомобиля, в залоге он или нет. Поэтому как одна составляющая из массивов информации по автомобилю с пробегом — это вещь важная и то, что ее внедрение отодвинули, это не очень хорошо».

Как пожаловались «Газете.Ru» в ряде автокомпаний, процесс перехода ЭПТС проходит по принципу запуска «ЭРА-ГЛОНАСС» — сначала запустить, а потом уже смотреть, как нововведение заработает и какие с этим связаны проблемы.

«Так уж повелось, что для работы автопроизводителям практически не готовят никаких продуманных и готовых документов, которые прошли бы оценку экспертного состава, — сказал «Газете.Ru» один из участников авторынка. — Решения приходится принимать иногда без понимания того, что будет дальше. С ЭПТС происходит так же, как это было с «ЭРА-ГЛОНАСС» — методом пробного шара.

Сейчас документация только проходит публичные обсуждения, а заработать должна была уже 1 июля. Да и самого экспертного совета, по сути, нет.

Чиновники выбирают в качестве экспертов прессу — вот журналисты что-то узнали, написали, дальше все смотрят реакцию, как это пошло. Скорее всего, теперь принятие ЭПТС отложат уже до выборов. То есть бумажные ПТС не отменят еще минимум год».


По материалам cont.ws